Меню сайта
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая литература

Открытый урок по русскому языку 1 класс
[ Скачать с сервера (58.5 Kb) ] 21.07.2013, 14:43
МОУ СОШ №25

Люберецкого района

Московской области

 
 



ОТКРЫТЫЙ УРОК

в 1-ом классе

по теме: «Обозначение мягкости согласных буквой ь»

 

 
Учитель: Лазарева Елена Константиновна
 
 
 
 


Тема. Обозначение мягкости согласных буквой ь ( мягкий знак).



Цели урока.  1. Учить различать твердые и мягкие согласные звуки.

2. Показать разные способы обозначения мягкости согласных.

3. Учить обозначать мягкость согласного звука на письме мягким знаком.

4. Закрепить знания правил переноса слов, выделения основы предложения.

5. Развивать мышление, внимание, речь учащихся, обогащать их словарный запас.

6. Развивать мотивацию к учению, учить работе в парах. 

7. Воспитывать любовь  к русскому языку, родной природе.



Оборудование:

 1. Учебник «Русский язык» 1 класс. Л. Ф. Климанова

 2. Картинки к трем весенним месяцам: март, апрель, май.

 3. Карточки с деформированным текстом (раздаточный материал).
Желтые и синие карточки для разноуровневых заланий.

 4. Таблица «Обозначение мягкости согласных».

5. Текст на доске (для проверки).

                                       Весна.
Вот настали теплые деньки. С крыши свесились сосульки. В канавках булькает вода.

 6. Предложения на доске:

Март – протал…ник.
Апрел… - цветен.. .
Май – травен… .
 


I.                  Организационный момент.

Запись даты урока в тетради.

- Для чего нужно изучать русский язык? (Чтобы правильно и грамотно писать слова)
- Чтобы грамотными стать,
   Надо много правил знать.

- Сегодня на уроке русского языка мы совершим экскурсию в природу. Догадайтесь, о каком времени года говорится в стихотворении:

Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (В этом стихотворении говорится о весне)

II. Постановка темы урока (проблемный диалог).

а) Чистописание.

- Подготовимся к экскурсии. Начнем с чистописания.
- Вспомним правила посадки при письме.
- Какой первый звук в слове весна? ([в’])
- Какой буквой обозначим звук [в’]? (Буквой «в»)
- Продолжите закономерность (в вв ввв).
- Буквы пишем аккуратно,

  Чтобы было всем понятно.

б) Проблемный диалог.

- Какие месяцы весны вы знаете?
- Запишите  в тетради с новой строки:
Весенние месяцы:(На доске подготовленная учителем запись.)

- Какие буквы подчеркнуты? (Мягкие согласные.)
- Какими буквами обозначается мягкость согласных? (Гласными е, ё, ю, я, и.)
- Подчеркните двумя чертами эти гласные в словах.
- Какой первый месяц? (Март.)
- Запишите.

- Есть ли в слове «март» мягкие согласные? (Нет.)
- Какой второй весенний месяц? (Апрель.)
- Назовите звуки в этом слове? ([а], [п], [р’], [э], [л’])
- Есть ли мягкие согласные звуки? ([р’], [л’])
- Как обозначим на письме мягкость [р’]? (Буквой е.)
- А какой гласной обозначим мягкость [л’]? (Нельзя обозначить гласной буквой.)
- А как же быть?  Кто догадался? (Обозначим мягкость [л’] буквой «ь».)
- Кто скажет, какую же тему будем изучать сегодня на уроке? (Обозначение мягкости согласных мягким знаком.)
- Запишите слово «апрель». Подчеркните мягкие согласные, а буквы, которыми обозначается мягкость этих согласных, двумя чертами.
- Что же обозначает «ь»? (Мягкость согласных.)
- Запишем последний месяц весны. (Май.)
- Есть в этом слове мягкие согласные? (й)
- Почему? (Согласный звук [й] всегда мягкий.)

 
III. Изучение нового материала.

а)- Посчитайте, сколько букв в слове «апрель». (6)
- А звуков? (5)
- Почему? (Мягкий знак звука не имеет.)
- А что показывает «ь»? («ь» показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко.)
- Мягкий знак – хитрый знак.
  Не сказать его никак.
  Он не произносится,
  Но в слово часто просится.

 б) Работа с таблицей.

- Посмотрите на таблицу «Обозначение мягкости согласных».
- Какими буквами обозначена мягкость согласных? (Гласными е, ё, ю, я, и,  буквой ь.)

в) Работа с предложениями на доске и в тетради.
- Посмотрите, как на Руси называли весенние месяцы.
(На доске:
Март – протал…ник.
Апрел… - цветен… .
Май – травен… .)

- Почему так названы? Рассмотрите иллюстрации к каждому месяцу. (В марте тает снег, появляются проталины – участки без снега. В апреле цветут многие растения. В мае – вырастает густая сочная трава.)
- Какая буква пропущена в словах? (ь)
- Почему мы ее пишем? (Так как согласные звуки произносятся мягко.)
- Спишите, зеленой ручкой пишите «ь». Подчеркните согласную перед «ь». Вспомним правила посадки при письме.

в) Физкультминутка.

- Что происходит весной с реками? (Реки освобождаются ото льда)
- Просыпаются рыбы в водоемах. Вспомним стихотворение про рыбок. Встаньте. (Дети говорят слова и выполняют движения руками.)

Рыбки плавают, резвятся
В тихой тепленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.

- А теперь поиграем. Я буду называть слова. Если в слове нужен «ь», то хлопаем в ладоши. Если в слове нет «ь», то приседаете.
- Капель, лес, лось, ель, мороз, день, ветер, пень.
- Тихо сели.

 IV. Закрепление нового материала.

а) Работа со словарными словами.

- Пришла весна и в лес. Сейчас я проверю, знаете ли вы лесных животных, а заодно и написание словарных слов.
- Слушайте загадки:

1) Много бед таят леса,
    Волк, медведь там и лиса.
    Наш зверек живет в тревоге,
    От беды уносит ноги.              (За|яц.)

- Пишем отгадку, ставим ударение в слове, делим на слоги, отмечаем безударные гласные.

2) Хозяин лесной
   Просыпается весной,
  А зимой под вьюжный вой
  Спит в берлоге снеговой.     (Мед|ведь.)

- Какую роль выполняет мягкий знак? (Обозначает мягкость согласных.)

3) Как снег бела,
    Как сажа черна,
    Вертлява, как бес,
    Повертелась – да в лес. (Со|ро|ка.)

4) Каждый год я к вам лечу –

     Зимовать у вас хочу.
    Я еще красней зимой.
    Улечу от вас весной. (Сне|гирь.)

- Какую букву написали в конце слова? (Мягкий знак.)
- Почему? (Чтобы обозначить мягкость согласного звука [р’].)

 б) Работа над предложениями.

- Запишите предложение. Подчеркните грамматическую основу.
(Учитель диктует, один ученик пишет на доске, остальные в тетради.)
Весной медведь проснулся от зимнего сна.

в) Работа по развитию речи.

- Возьмите карточки (дифференцированное разноуровневое задание). Составьте из слов каждой строчки предложение.

1-ый уровень –желтые карточки                

 настали, теплые, Вот, деньки
 свесились, С, сосульки, крыши
 В, булькает, вода, канавках


 2-ой уровень – синие карточки
настали, теплые, вот, деньки
свесились, с, сосульки, крыши
в, булькает, вода, канавках


г) Работа в парах.

-Работаем парами, обсудите друг с другом.
- Какое название дадим тексту?

(Весна.)

- Запишите. Какое напишем первое предложение? (Вот настали теплые деньки.) – Какое правило написания предложения знаем?
- Какое второе предложение запишем? (С крыши свесились сосульки.)
- Какое третье предложение? (В канавках булькает вода.)
- Подчеркните слова с мягким знаком.
- Что обозначает мягкий знак?  (Обозначает мягкость согласных.)
- Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте текст простым карандашом, нарисуйте улыбающееся солнышко, если все правильно, грустное, если были ошибки.



V. Повторение изученного.

а) - Какие же изменения происходят весной в природе?

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки, разделяя слова черточкой для переноса.

1) Висит за окошком
    Кулек ледяной.
    Он полон капели,
    И пахнет весной. (Со -суль-ка)

- Какое правило переноса знаем? (Букву «ь» при переносе не отделяют от стоящей перед ним согласной.)

2) К маме-речке бегу
    И молчать не могу.
    Я ее сын родной,
    А родился весной. (Ручей.)
- Когда их много, как говорим? (Ру-чей-ки)

- Какое правило переноса знаем? (Букву «й» при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней согласной.)Пишем в тетради.

3) Что же это за девица,
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьет,
    А в иголках круглый год? (Ель – 1 слог, нельзя переносить.)

-Запишите.

 
б) Работа с учебником.

- с. 43 упр. 50. Выписать слова с мягким знаком, выделить «ь» зеленой ручкой, подчеркнуть мягкую согласную перед ним.

В день весенний
У ворот
Начал дружно
Таять лед.

 в) - В чем различие между словами?

ел – ель
мел – мель
брат – брать

- Запишите, выделите «ь» зеленой ручкой, подчеркните мягкую согласную перед ним.

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали сегодня на уроке?
- О каком времени года говорили?
- Что понравилось больше всего?
- Кто хочет поделиться ?

 - Что за буква, кто узнает,
  Звука не обозначает,
  Может только показать,
  Как согласную читать.    (Мягкий знак.)

- Что обозначает мягкий знак? (Он обозначает мягкость согласных.)
- Прочитайте правило в учебнике на с. 53.

VII. Выставление оценок за урок.

VIII. Задание на дом. Всему классу: с. 53 упр.61, а еще ученикам 2-ой группы ( 2-го уровня): придумать и записать 5 слов с мягким знаком.
 
Категория: Методическая литература | Добавил: LazarevaEK
Просмотров: 3155 | Загрузок: 144 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Овсейчук Евгения Владиславовна  
0
Если есть такая возможность, мне бы хотелось просмотреть видеоурок по этому конспекту. Урок получился очень хороший!

Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0